Устройство плоской кровли в зимний период | Всё о ремонте

Устройство плоской кровли в зимний период

Устройство плоской кровли в зимний периодКровельные работы выполняют при наружных температурах до -20°С, а в условиях Крайнего Севера до -30°С.

12.1. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ

Стяжка

При отрицательных температурах стяжки ycтанавливают из сборных или монолитных асбестоцементных и цементно-песчаных плит. Работы с растворами без антифризов допускаются до -10°С. Антифриз таш или соли углекислого натрия рекомендуется в цементно-песчаные растворы, в которых р ной песок заменен керамзитным.

Укладку раствора производят разогретым до 60°С, исключая дополнительную перекладку из кости в емкость. Раствор доставляют в закрытых цистернах, желательно теплоизолированных. Чем дольше раствор находится на открытом морозе до проведения работ, тем хуже будет качество сцепки.

После устройства стяжек сразу же производиться огрунтовка (в количестве 600 г/м2) и прикрытие утепляющим слоем.
При устройстве асфальтовых стяжек крут фракции минерального наполнителя заменяют песком.
Перед укладкой смесь прогревают при помощи ТЭНов до рабочей температуры асфальтобетонной смеси.
Укладывают смесь квадратами 4×4 м по выве¬ренным рейкам толщиной, в 1,5 раза превышающей толщину стяжек при положительной температуре. Обогрев поверхности и уложенной смеси позволяет лучше разровнять ее. Поверхность стяжек огрунтовывают битумными грунтовками (800-1000 г/м2), разжиженными в медленно испаряющемся растворителем и подогретом до 40-50°С.
Зимой допускают заменять цементно-песчаные стяжки асфальтобетонными по жестким и полужестким утеплителям, что значительно понизит качество кровли. Вообще, в крайних случаях вместо монолита применяют крупногабаритную сборку. В горячие мастики для снижения температуры разжижения вводят немного растворителя. Швы между плитами заливают смесью разжиженного битума с волнистым наполнителем. Стяжки необходимо тут же огрунтовывать.

Теплоизоляция

Теплоизоляцию укладывают из сортированных по толщине плит по выровненному основанию. Выравнивающий слой под низ — из крупного песка или гранулированного шлака. Стыки заделывают мастикой (битум + асбест) или смесью разжиженного битума с волнистым наполнителем.
Монолитную теплоизоляцию можно устраивать только из битумо-перлитовых плит, соединяемых между собой на месте подплавлением кромок.

12.2. УСТРОЙСТВО КРОВЕЛЬ

Основание очищают ото льда (можно использовать машину СО-Ю7А).
Для приклеивания приоритетны холодные мас¬тики. Для наплавляемых материалов используют горелку (пропан-бутан).
Рулонные материалы раскатывают в теплом по¬мещении и выдерживают перед наклейкой при температуре 20-25°С в течение 24-28 ч, скатывают и ук¬ладывают по 5-7 рулонов в теплоизолированный контейнер.

Приклеивают, подплавляя битумный слой. Сначала на основание желательно нанести грунтовку (800 г на м2).
После ее высыхания (до прекращения отлипа пленки) на полосе приклейки по нанесенной мелом линии примеряют полотнище. Отгибают полотнище на 0,5 м, горелкой подплавляют покровный слой отогнутой части (или наносят горячую мастику на основание участка приклейки) и прижимают вручную ковер к основанию.
Далее неприклеенный рулон скатывают, слегка подогревая горелкой его наружную поверхность во избежание поломки. После этого надевают рулон на рулоноукладчик и производят укладку как обычно, (прогревая и ковер, и основание, на которое производится укладка). Прикатывающим катком прижимают к основанию.

Нахлесты и сам ковер прикатывают 3-4 раза утяжеленным катком (90 кг).
Важно! Перед подплавлением покровного слоя на линии приклейки необходимо отрегулировать факел горелки, наклон и до полотнища таким образом, чтобы по¬кровный слой размягчался до вязко-текучего состояния, прогреваясь до 160-180°С.
Показатель перегрева — это валик мастики перед раскатываемым полотнищем и, что совсем недопустимо, желтые пары мастики.
Примыкание к вертикальным поверхностям:

После раскроя и разметки полотнище перегибают на 2 части, длина которых соответствует длине вертикального и горизонтального участков приклей¬ки. Затем горелкой размягчают покровный слой на части, приклеиваемые к вертикальной поверхности, одновременно прогревая (или грунтуя битумом) и саму вертикальную поверхность. Ковер прижимают и тщательно притирают.
Аналогично доклеивается и горизонтальная поверхность.
Защитный слой устраивают в теплое время года.
Работа с горячей мастикой зимой нецелесообразна.
Возможно использовать полимерные добавки и растворители (5-7%). Минеральные наполнители лучше заменять раствором полиизобутилена (3-5%).

Допускается кратковременный (10-15 мин) пе¬регрев мастик (битумных — выше 160-180°С, дегте¬вых—выше 140-160°С на 10-20°С).
Для устройства кровель при внешней температуре -20°С нанесение мастики производят малыми участками не более 0,5 м2 (например, 1×0,5 м), быстро разравнивают гребками и надвигают ковер. Любая нахлестка зимой должна быть не менее 10 см.
Рациональнее зимой использовать холодные мастики, например, битумно-латексно-кукерсольные.
Перед нанесением их прогревают до 70-80°С. Полотнище также должно быть выдержано в помещении. По огрунтованному основанию раскатывают рулон, нанося при помощи удочек-распылителей подогретую холодную мастику на ковер и основание. Прижимая, необходимо следить за продольной нахлесткой. При наклеивании верхних слоев мастику наносят только на нижележащий слой и тщательно прижимают к полотнищам нижних слоев.

Прикатка производится после укладки всех сло¬ев не менее 3 раз утяжеленным катком. Желательно наклейку верхних слоев отложить на теплое время года, приклеив 2 аварийных нижних слоя.
При устройстве мастичных кровель (армированных и неармированных) применяют холодные асфальтовые мастики с антифризом или горячим битумом, армированным стекловолокном. Применение эмульсий недопустимо (при температуре ниже -5°С).

Антифриз (этиленгликоль или метиловый спирт до 15% от массы пасты) вводят в холодные водные мастики в теплом помещении. На крышу мастику доставляют подогретой до 40°С и сразу же наносят на основание, разравнивая гребками, контролируя толщину слоя. При мастичной горячей битумной кровле работают аналогично рулонным материалам на горячей битумной мастике, где рулонный материал — это стекловолокно, но после его укладки и прижимания (катком с панцирной сеткой) поверх полотнища наносят дополнительный слой до полной пропитки ячеек стекловолокна.

Раньше устройство и ремонт мягкой кровли строго ограничивались сезонностью, так как оба основных кровельных материала — битум и рубероид — бессильны при морозе. Битум быстро стынет, теряет пластичные свойства, при работе с ним зимой необ¬ходимо введение пластификаторов. Рубероид трес¬кается на морозе, рулоны окончательно не раскатываются, сковываясь и формуясь волнами.
Все разработки кровельных материалов были направлены на улучшение их свойств при отрицательных температурах, чтобы работы по мягкой кровле можно было проводить круглый год. Мягкие кровли обычно подразумевают масштабность строения, большинство промышленных, гражданских и жилых зданий большой площади устроены мягкой кровлей. И остановки в крупномасштабном строительстве, свя¬занные со временем года, одинаково невыгодны и заказчику, и подрядчику. Человек привык бороться с трудностями и подчинять своей воле природу, уда¬лось ему это и теперь.

Кроме того, зимой бывает необходимо производить ремонтные работы по ряду причин: протечки были обнаружены давно, но не дошли руки в летний период. За зиму повреждения еще сильнее увели¬чатся, подрываемые морозами и оттепелями, и с наступлением стойкого тепла крыша потеряет свою основную функцию — водонепроницаемость.
Зимой наиболее важной операцией является просушка и прогрев основания. А перед монтажом — равномерный и достаточный прогрев кровельных материалов.
И здесь уже, хочешь — не хочешь, а придется зависеть от погоды: в снегопад, дождь или резкую оттепель, а также в очень сильный мороз работать не будешь.

При укладке наплавляемых материалов зим помощью пропановых горелок только виртуоз мастер кровельного дела сможет гарантировать чественное покрытие. Обычно же рулон нагрева! неравномерно, как и основание, из-за низкой температуры происходит слишком резкое охлаждение жеуложенного слоя, иногда основание и матер остывают раньше, чем произошла приклейка. О ется много непроклеенных мест.

Новой технологией в устройстве и ремонте ких кровель зимой стало использование метода фракрасного нагрева покровного слоя рулонных плавляемых материалов — это существенно об чает технологически зимние работы и повышает чество выполненной работы.
Использование инфракрасного излучения и разумевает фиксированную температуру нагревание поверхности, достаточной для расплавления покров! слоя, и исключает перегрев и закипание битума, вредивший раньше кровле.

Кроме того, оборудование для инфракрасноп лучения электрическое (электросеть напряжен 380 В), что снижает огнеопасность кровельных рг за счет отказа от горелок.
Для вышеизложенного метода используется шина «Луч».

В ней материалы нагреваются инфракрас: облучением в относительно закрытой полости, со ваемой корпусом оборудования. Поверхность материала нагревается не выше 160°С, причем бес тактно, а закрытый корпус исключает резкие nepипады температур с окружающим воздухом.
Полотно рулона прикаточным многосекционным валом плотно прижимается к основанию. Поверхностные слои размягчаются на 0,5-0,8 мм и форм! ют валик расплавленного битума толщиной ок 1 см. Валик движется впереди раскатывающегося лона, дополнительно промазывая основание тон слоем и заполняя все неровности в основании.

Такой способ гарантирует полную приклейю молекулярного уровня.
Вначале подготавливают основание: стяжку очищают от пыли и огрунтовывают праймером. Рас грунтовочного материала 700-800 г на 1 м2 OCHI ния. Конец рулона заправляют в машину «Луч», на раме которой смонтированы инфракрасный излучатель и прижимной каток. Три нагревательных элемента, обращенных к прижимному валику, закрыты металлической крышкой. Поток лучистой энергии, испускаемый излучателем, направлен на место контакта основания и наклеиваемого полотнища, тело накала располагается в 2-3 см от нагреваемых поверхностей. Затем включают инфракрасные излучатели, машина прогревается в течение 15-25 с, после чего начинается под- плавление битума на нижней поверхности полотнища, которое длится 1-3 с, после чего установку вручную продвигают вдоль раскатанного рулона. Прогретое полотнище прижимают валиком к основанию, которое нагревается одновременно с полотнищем. Степень разогрева контролируется по ширине полоски битума, выдавленного из-под рулона: полоска стека¬ющего битума должна быть шириной около 1 см.

Благодаря быстрому поверхностному разогреву по¬кровные слои размягчаются только на 0,5-0,8 мм, т.е. разогревается только малая часть вяжущей массы.

Нагрев и подплавление покровного слоя проис¬ходит только с наплавляемой стороны, с другой сто¬роны материал сохраняется без изменений. При ос¬тановке движения посредине уклона раму с нагре¬вательными элементами отворачивают вверх, чтобы исключить перегрев материала. Время прикатки 10-метрового рулона составляет 3-10 мин (в зависимости от модификации машины и времени года).

Малогабаритная установка «ИКО-500» состоит только из одного нагревательного элемента, закрепленного на раме с ручкой, за которую рабочий держит этот аппарат.

Для подключения каждой из указанных машин к внешней сети напряжением 380/220 В используется специальный электрощит управления. Масса щита 10 кг. Подключение к внешней сети осуществля¬ется кабелем типа .КГ. Цепь управления питается через понижающий трансформатор напряжением 36 В. Электрощит предусматривает подключение одно¬временно двух агрегатов.
Особое внимание следует уделять следующим требованиям.

Запрещается:
• производить наклейку кровельных материалов в присутствии огня (конструкция машины и детали не рассчитаны на такой высокотемпературный режим работы);
• допускать большое количество копоти на изо¬ляторах и токопроводящих элементах машины. Ко¬поть (т.е. уголь) является электрическим проводни¬ком и приводит к выгоранию токопроводящих элементов оборудования. Копоть появляется при возгорании битумных материалов в процессе выполнения работ, которое возможно только при халатном отношении оператора к своей работе;
• допускать непосредственное облучение опорного катка;
• допускать замыкание элементов излучателя на корпус или между собой. Это приводит к разрушению излучателей;
• работать без многослойного отражателя, входящего в конструкцию машины;
• производить ремонт и касаться токопроводящих элементов конструкции без отключения автомата сети. Возможно самостоятельное включение оборудования при замыкания провода управления на корпус;
• работа на оборудовании необученного персонала.

На вновь приобретенном оборудовании следует проверить затяжку всех электрических контактов на машине и на электрощите.
На каждом новом объекте нельзя начинать ра¬боты без предварительного профилактического об¬служивания оборудования: следует мягкой щеткой стереть копоть с машины и вновь проверить затяжку электрических контактов (они ослабляются в процес¬се работы от постоянного нагрева-охлаждения). Про¬верить излучатели на межвитковое замыкание и воз¬можность замыкания на корпус.
Применение машины «Луч» возможно как на го¬ризонтальных, так и на вертикальных поверхностях, что облегчает такую сложную и кропотливую вещь, как устройство примыканий.

Нагревательный блок «Луч», входящий в состав кровельной машины, состоит из трех нагревательных элементов. Отключение среднего элемента делает возможным производить полосовую приклейку материалов для устройства вентилируемой кровли без дополнительных затрат, что важно при ремонтных работах, при новом строительстве в холодное время года, в зданиях с повышенной влажностью. Вентилируемые кровли не образуют вздутий и позволяют длительное время поддерживать утеплитель и стяжку в сухом состоянии.
«ИКО-ЮОО» представляет собой облегченный вариант машины «Луч». Управляется он двумя рабочими, технология работы не отличается от вышеопи¬санной и позволяет проклеивать плавные перегибы кровли и вертикальные участки.

«ИКО-500» — устройство массой 6 кг и размерами облучателя 25×35 см. Используется в труднодоступных местах, для обделки труб, углов и др. При работе с ним сначала нагревают основание, затем на¬носимый материал (при визуальном контроле нагре¬ва) и нагретые поверхности прижимают. Все это происходит без применения открытого огня.

Для подготовки основания в системе метода ин¬фракрасного облучения используется регенератор кровли РМКЛ.
Из области фантастики: применение инфракрас¬ного оборудования РМКЛ при подготовке основания
не только разрешает устройство нового кровельного ковра по старому пирогу, но и существенно улучшает свойства последнего. При просушке старого покры¬тия инфракрасные лучи регенерируют и спрессовы¬вают слои старой кровли, восстанавливая монолит¬ность и выравнивая старое покрытие. Допускаемое количество слоев старого покрытие — 10.
Меры безопасности:
К работе на машинах с инфракрасными излуча¬телями «Луч», «ИКО-ЮОО», «ИКО-500» допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, изучившие всю техническую документацию и обученные обращению с машиной, а также прошедшие инструктаж по техни¬ке безопасности.
Перед началом работы необходимо проверить исправное состояние защитного заземления.
Оператор, работающий на машине, должен иметь группу по электробезопасности не ниже второй.
Не допускается работать при поврежденнии изоляции или провода управления.
Категорически запрещается производить какие- либо ремонтные или другие работы на машине, не отключив автомат на электрощите управления.

Запрещается работать на кровле с использованием любого электрооборудования во время атмосферных осадков.
Надлежит постоянно следить за исправностью выключателя на руле, который должен автоматически выключать машину при снятии рук с руля.

При обнаружении в машине неисправности или напряжении на корпусе (бьет током) необходимо работу прекратить и сообщить руководителю работ.
Ответственность и надзор за безопасностью эксплуатации машины возлагаются на лицо, ответствен¬ное за электрохозяйство и назначенное приказом.
В целях пожаробезопасности запрещается:
• работать без оборудованного пожарного поста в зоне производства работ;
• хранить вблизи места работы легковоспламеняющиеся жидкости.

В конце работы электрощит должен быть полностью отключен от внешней сети.
Инфракрасная кровельная машина типа «Луч» не подлежит сертификации в области пожарной безопасности.
При производстве кровельных работ машинами типа «Луч» в области техники безопасности следует соблюдать правила согласно СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве».
Работа машинами типа «Луч» на взрывоопасных объектах допускается только с разрешения соответствующих служб.
Подключение «ИКО-ЮОО» или «ИКО-500» к электрощиту управления кровельной машины (к иным электрощитам категорически запрещено) разреша¬ется только дежурным электрикам или операторам, имеющим группу по электробезопасности не  второй и только по прилагаемой к паспорту электрической схеме.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets